О сути вещей и "пробое" рационального мышления

Неблядские стриптиз-клубы недавно собрали журналистов на пресс-мероприятие, зазывали так:

Приглашаем вас на первый в мире пресс-тур по стриптиз-клубам, посвященный нейромаркетингу. 10 сентября (в четверг) управляющие партнеры агентства прикладного нейромаркетинга Agny расскажут и покажут, как им удалось повысить рентабельность и улучшить сервис в стриптиз-клубах за счет использования технологий nudge, design-thinking и сенсорного маркетинга. Вы узнаете, как скорость движений танцовщицы отражается на среднем чеке клуба, что такое «коэффициент Тагила» и как мы снизили его в 3 раза с помощью простого изменения в интерьере, зачем мы внедрили геймификацию в оффлайне и много других работающих нейромаркетинговых фишек.

Мы пообщались с приглашавшими, чтоб понять не упускаем ли мы что-то интересное. О нейромаркетинге, который обычно опирается на объективно измеряемые физиологические показатели клиента, нам рассказали следующее:

Есть много разных способов, начиная от измерения пульса до ФМРТ, например. В случае с клубами ЭКГ и ФМРТ не использовались, поскольку в таком масштабе это не рентабельно (нейромаркетинговое исследование с использованием ФМРТ стоит от 2 млн.руб). Гипотезы внедрялись без предварительного исследования и подтверждались или не подтверждались цифрами (количество заказанных приватных танцев, число конфликтных ситуаций в клубе и т.д.), и в зависимости от этого были масштабированы или нет.

Переведу на русский: нейромаркетинг в чистом виде штука дорогая, но подход хороший, может способствовать увеличению выручки. Поэтому сотрудников обучали тому или иному способу действий для проверки гипотез о том, что приносит больше денег, после чего отслеживалась выручка и то, что приводило к увеличению доходов, закреплялось в качестве постоянного требования. Когда встала задача, как "продать" это журналистам, было использовано слово "нейромаркетинг", которое благодаря непонятности, но научности вывело журналистов из рационального восприятия действительности.

То есть, восприятие мероприятия от "вас позвали в стрип-клуб ньюсмейкера послушать про его бизнес", сместилось в сторону "я иду практически на лекцию. Учиться буду в стрип-клубе, про нейромаркетинг послушаю".

Интересно с точки зрения бизнеса? Да.

Наука ли это? Базируется на знаниях ученых, но скорее это история о прикладном применении, внедрение, а не наука.

Тем не менее, научный журналист Slon.ru, увидевший термин "нейромаркетинг", счёл тему своей и быстро дошёл до состояния "малиновых слюней" в описании промо-события и, как кажется лично мне, потерял способность критически осмыслять происходящее. Скорее всего это произошло по двум причинам: тема секса сильно эмоционально заряжена и сохранить рациональное мышление при её обсуждении может быть тяжело. Вторая: было потрачено время на посещение мероприятия и не хотелось, чтоб оно пропало впустую.

В идеальном случае задачей редактора здесь было бы отстранение научного редактора и передача темы редактору бизнесовому, с правом решить, нужна или нет эта тема проекту.

Бизнесовый редактор, прежде чем браться за "нейромаркетинг", должен был бы ответить на ряд вопросов: относится ли бизнес стриптиз-клубов в принципе к кругу интересов издания, являются ли рассказанные приемы чем-то новым в бизнесе, почему, собственно, про эти приёмы надо писать именно так? В ритейле деньги ещё большие, чем в стрип-клубах.

Но приглашение, благодаря "нейромаркетингу", перекочевала научкору в результате чего читатели получили развлекательную статью, а организаторы события продинули мнение о том, что стрип-клубы это модно, стильно, интеллектуально.

Что характеризует состояние научной журналистики, отношение к ней в СМИ, и хорошие навыки сотрудников стрип-клуба в иррациональном представлении фактически происходящих событий.

Disclaimer: пробои "рационального мышления редактора", а тем более автора, случаются в любом СМИ. Издание Slon.ru не выделяется здесь чем-то в отрицательную сторону, но дало наиболее близкий по времени иллюстративный пример.